Военно-воздушные силы – род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации. Из этой статьи можно узнать, какими образцами представлены различные группы воздушной техники России, а также их технические характеристики и особенности военных самолетов.
- Краткая история военной российской авиации
- Бомбардировщики
- Дальний бомбардировщик ТУ-160
- Дальний бомбардировщик ТУ-95
- Дальний бомбардировщик Ту-22М
- Фронтовой бомбардировщик Су-34
- Фронтовой бомбардировщик Су-24
- Другие бомбардировщики
- Истребители
- Су-57
- Су-35
- Палубный истребитель Су-33
- Истребитель Су-27
- Истребитель-перехватчик МиГ-31
- Истребитель МиГ-29
- Истребитель Су-30
- Другие истребители
- Прочие военные самолеты России
- Су-25
- Як-141
- Новейшие разработки в области военной авиации
Краткая история военной российской авиации
Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.
К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).
Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.
Бомбардировщики
Дальний бомбардировщик ТУ-160
Дальний бомбардировщик ТУ-160 или «Белый лебедь» ‒ сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанный в 1970-х годах. На вооружении состоит с 1987 года. Всего было построено 35 самолетов, что связано с высокой стоимостью их создания, составляющей на то время около 6 млрд. рублей.
Технические характеристики:
- Экипаж – 4 человека.
- Длина – 54,1 м.
- Размах крыла – 55,7/50,7/35,6 м.
- Высота – 13,1 м.
- Площадь крыла – 232 кв. м.
- Двигатель – 4xТРДДФ НК-32.
- Предельна скорость на высоте – 2 230 км/ч, крейсерская – 917 км/ч.
- Продолжительность полета – 25 часов.
- Практический потолок – 21 000 м.
- Скороподъемность – 4 400 м/мин.
- Длина разбега/пробега – 900 и 2 000 м соответственно.
Вооружение:
- Стратегические крылатые ракеты Х-55СМ – по 6 штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У.
- Гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 штук на каждую МКУ).
- Может оснащаться свободнопадающими бомбами различного калибра до 40 000 кг (для их установления необходимо соответствующее переоборудование).
Особенности:
- Бомбардировщик имеет крыло изменяемой стреловидности (один из видов геометрии крыла). Благодаря этому самолет имеет достаточно высокую максимальную скорость и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
- Автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводки и четырехкратным резервированием. Управление – сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы.
- На борту предусмотрена кухня со шкафом, позволяющая разогревать пищу.
Впервые на то время у стратегического бомбардировщика появился туалет, однако летчики не хотели принимать ТУ-160 по причине несовершенного санузла.
Дальний бомбардировщик ТУ-95
Ту-95 «Медведь» – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый в мире самолет с турбовинтовыми двигателями. Начал массово производиться и использоваться с 1956 года.
Технические характеристики:
- Экипаж – 8-9 человек.
- Длина – 46,17 м.
- Размах крыльев – 50 м.
- Высота – 12,5 м.
- Площадь крыла – 283,7 кв. м.
- Двигатель – 4 ТВД НК-12.
- Тяга двигателя – 4×12000 кгс.
- Предельна скорость – 882 км/ч, крейсерская – 720-750 км/ч.
- Практический потолок – 11 900 м.
Вооружение:
- 6 спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, общий боезапас – 2 500 снарядов.
- Способен брать до 9 000 кг свободнопадающих бомб, подвешиваемых в фюзеляжном отсеке.
Особенности:
- шасси самолета – трехопорное;
- для экипажа предназначено 2 гермокабины, катапультные кресла не предусмотрены;
- система автоматического запуска двигателей;
- относится к самым шумным самолетам в мире ввиду конструкции винтов и высокой мощности двигателя.
На данный момент Ту-95 – единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.
Дальний бомбардировщик Ту-22М
Ту-22М – советский сверхзвуковой бомбардировщик, который начал использоваться в 1976 году. На данный момент используется и производится модификация самолета М3.
Технические характеристики:
- Экипаж – 4 человека.
- Длина – 41,46 м.
- Размах крыла – 34,28 м.
- Высота – 11,05 м.
- Площадь крыла – 183,6 кв. м.
- Двигатель – 2 ДТРДФ НК-22.
- Тяга двигателя – 2×22000 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, крейсерская – 950-1 000 км/ч.
- Практический потолок – 13 000 м.
Вооружение:
- До 9 000 кг ракет или бомб.
- Пушечная установка ДК-20 с пушкой Р-23 с дистанционным управлением для защиты задней полусферы.
Особенности:
- самолеты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с крылом изменяемой стреловидности (крыло переставляется на углы от 20 до 65 градусов).
- фюзеляж типа полумонокок и трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой.
На самолетах первых серий устанавливалась раздвижка средней пары колес шасси для возможной эксплуатации техники с грунта, что было признано бесполезным усложнением конструкции и убрано с плана машины.
Фронтовой бомбардировщик Су-34
Су-34 «Утенок» – многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для поражения наземных сил противника в неблагоприятных метеорологических условиях, а также в условиях использования средств противовоздушной обороны.
Технические характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Длина – 23,3 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота – 6,09 м.
- Площадь крыла – 62 кв. м.
- Двигатель – 2xТРДДФ АЛ-31Ф-М1.
- Тяга на форсаже – 2×12 800 кгс.
- Предельная скорость на высоте – 1 900 км/ч, у земли – 1 400 км/ч.
- Практический потолок – 17 000 м.
Вооружение:
- 1×30 пушка ГШ-30-1.
- Ракеты типа P-27, P-77, P-73 – до 8, 8 и 6 штук соответственно.
- Ракеты типа Х-59М.
- Бомбы КАБ-1500 (3 штуки).
- Радиобуи разных типов.
Особенности:
- Имеет 4 топливных бака с общей емкостью более 12 тысяч литров.
- Для самолета Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.
- Автоматическая система пожаротушения (топливные баки защищены от пожара и взрыва за счет заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками).
- Может иметь хорошее вооружение, однако прицельный комплекс оставляет желать лучшего.
Фронтовой бомбардировщик Су-24
Су-24 «Фехтовальщик» – российский тактический фронтовой бомбардировщик, используемый для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах.
В настоящее время данные самолеты эксплуатируются, однако были сняты с производства и постепенно заменяются более современными Су-34.
Технические характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Длина – 24,594 м.
- Размах крыла – 17,638/10,366 м.
- Высота – 6,193 м.
- Площадь крыла – 55,16/51 кв. м.
- Двигатель – 2xТРДФФ АЛ-21Ф-3.
- Тяга: бесфорсажная – 2×7 800 кгс, форсажная – 2×11 200 кгс.
- Предельна скорость на большой высоте – 1 700 км/ч, на высоте 200 м – 1 400 км/ч.
- Практический потолок – 11 000 м.
- Длина разбега/пробега –1 150-1 250/950-1 000 м соответственно.
Вооружение:
- 1 шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 на 500 патронов.
- Может содержать до 7 тонн различного вооружения, включающего управляемые, неуправляемые ракеты, бомбы.
Особенности:
- крыло изменяемой стреловидности с углами от 16 до 69 градусов;
- кабина самолета оснащена катапультируемыми креслами К-36 – одними из самых надежных в своем деле;
- малозаметность – Су-24 способен летать со сверхзвуковой скоростью на сверхмалых высотах, с легкостью огибая рельефные препятствия и оставаясь невидимым для вражеской противовоздушной обороны.
Другие бомбардировщики
Кроме вышеперечисленных бомбардировщиков и их модифицированных версий, на вооружении ВКС России в свое время находились:
- Ил-28;
- Ту-16;
- М-4.
Все эти самолеты начали производиться в 50-х годах XX века и давно были сняты с эксплуатации.
Ту-16 и М-4, в частности их переделанные модели, использовались вплоть до 1993 года, в то время как на замену самолету Ил-28 быстро пришел Як-28 и уже к концу 50-х годов бомбардировщик был неактуален.
Истребители
Су-57
Истребитель пятого поколения ПАК ФА или Су-57 (заводской индекс – Т-50) – перспективный Российский многофункциональный самолет, который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 19,4 м.
- Размах крыла – 14 м.
- Высота – 4,8 м.
- Площадь крыла – 82 кв. м.
- Двигатель – АЛ-41Ф1.
- Тяга: максимальная – 2×9 500 кгс, на форсаже – 2×15 000 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 2 600 км/ч, крейсерская – 2,1 М (число Маха).
- Продолжительность полета – около 5,8 часов.
- Практический потолок – 20 000 м.
- Длина разбега/пробега –350/100 м соответственно.
Вооружение:
- 30-мм встроенная пушка 9А1-4071К.
- Управляемые ракеты средней дальности Р-77 (РВВ-СД) – 6 штук, РВВ-БД – 4 штуки.
- Бомбы и ракеты КАБ-500, Х-38, Х-58УШК по 4, 4 и 2 штуки соответственно.
Боевая нагрузка может составлять от 1 310 до 10 000 кг.
Особенности:
- многопрограммная электронная система управления движением кресла, новая кислородная маска, система жизнеобеспечения и снаряжение;
- оптико-электронная локационная система обнаружения воздушных целей передней полусферы – ОЛС-50М;
- радиолокационная станция Н036 Белка с АФАР (активная фазированная антенная решетка), обеспечивающая самолету большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия.
Су-35
Многоцелевой сверхманевренный истребитель 4++ поколения, вступивший в эксплуатацию в 2014 году.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1человек.
- Длина – 21,9 м.
- Размах крыла – 14,75 м.
- Высота – 5,9 м.
- Площадь крыла – 62,04 кв. м.
- Двигатель – АЛ-41Ф1С.
- Тяга: максимальная – 2×8 800 кгс, на форсаже – 2×14 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте 11 000 м – 2 250 км/ч, на высоте 200 м – 1 400 км/ч.
- Практический потолок – 20 000 м.
- Скороподъемность – 280 м/с.
- Длина разбега/пробега – 450/650 м соответственно.
Вооружение:
- Пушка ГШ-30-1.
- Ракеты воздух-воздух: РВВ-БД, Р-27Т, Р-27П, Р-73.
- Ракеты воздух-земля: Х-31, Х-59М по 6 и 2 штуки соответственно.
- Высокоточные боеприпасы: Х-25, Х-29, КАБ-1500.
- Неуправляемые боеприпасы: С-8, С-25 (НАР), бомбы различного калибра и назначения до 1 500 кг.
- Общая боевая нагрузка самолета составляет максимально 8 000 кг.
Особенности:
- самолет имеет аэродинамическую интегральную компоновку, корпус выполнен с применением алюминиево-литиевых сплавов и композитных материалов, Су-35 оснащен усиленными стойкими шасси, дополнительными узлами внешней подвески под крылом;
- новая головная часть фюзеляжа с боковыми люками доступа к аппаратуре, увеличенный радиопрозрачный обтекатель РЛС, установленные для размещения усиленной передней опоры, системы дозаправки топливом;
- специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины;
- широкий используемый ассортимент вооружения;
- 2 турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С имеют вектор тяги в одной плоскости и форсажную камеру.
Кроме технологии малой заметности и АФАР, Су-35 соответствует большинству требований для самолетов 5-го поколения.
Палубный истребитель Су-33
Су-33 – палубный истребитель поколения 4++, который начал эксплуатироваться в 1998 году и в наше время продолжает использоваться, несмотря на то, что был снят с производства в 1999 году.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 21,18 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота – 5,72 м.
- Площадь крыла – 67,84 кв. м.
- Двигатель – АЛ-31Ф серии 3.
- Тяга: максимальная – 2×7 670 кгс, на форсаже – 2×12 500 кгс, в чрезвычайном режиме – 2×12 800 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 2 300 км/ч, у земли – 1 300 км/ч.
- Практический потолок – 17 000м.
- Длина разбега/пробега – 105/90 м соответственно.
Вооружение:
- 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
- Управляемые ракеты класса воздух-воздух (Р-73, Р-27Р/Т).
- Управляемые ракеты класса воздух-земля (Х-41 «Москит», П-800 «Оникс»).
- Неуправляемые ракеты (С-25-ОФМ-ПУ, С-13Т).
- Бомбы свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты.
Максимальная боевая нагрузка истребителя – 6 500 кг.
Особенности:
- оборудован подвесным контейнером УПАЗ, позволяющим работать Су-33 в качестве самолета-подзаправщика, имеет также штатное оборудование для дозаправки в воздухе;
- увеличенная тяговооруженность истребителя для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы;
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для посадки с большой перегрузкой;
- возможность эффективной работы по наводным целям.
Истребитель Су-27
Су-27 – многоцелевой всепогодный истребитель 4 поколения, производимый с 1981 года и эксплуатируемый с 1985-го. Всего было построено 809 единиц техники, на данный момент самолет снят с производства.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 21,935 м.
- Размах крыла – 14,698 м.
- Высота – 5,932 м.
- Площадь крыла – 62,04 кв. м.
- Двигатель – 2xТРДДФ АЛ-31Ф.
- Тяга: бесфорсажная – 2×7 600 кгс, форсажная – 2×12 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 2 500 км/ч, у земли – 1 380 км/ч.
- Практический потолок – 18 500 м.
- Скороподъемность – 285-300 м/с.
- Длина разбега/пробега –300/650-700 м соответственно.
Вооружение:
- 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
- Ракеты воздух-воздух, воздух-земля, авиабомбы соответственно Су-33.
Максимальная боевая нагрузка – 8 000 кг.
Особенности:
- интегральная аэродинамическая компоновка;
- автоматика четырехкратно резервированной электродистанционной системы управления (ЭДСУ), позволяющая реализовать концепцию продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его продольной балансировки.
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Это сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Является первым советским боевым самолетом 4 поколения. Начало эксплуатации – 1981 год, используется по сей день, с производства был снят в 1994 году.
Технические характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Длина – 22,69 м.
- Размах крыла – 13,46 м.
- Высота – 6,5 м.
- Площадь крыла – 61,62 кв. м.
- Двигатель – 2xТРДДФ Д30Ф6.
- Тяга: без форсажа – 9 500 кгс, на форсаже – 15 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 3 400 км/ч, у земли – 1 500 км/ч.
- Практический потолок – 21 500 м.
- Скороподъемность: у земли – 160 м/с, на сверхзвуке – 250 м/с.
- Длина разбега/пробега – 950-1 200/800 м соответственно.
Вооружение:
- 1×23 мм пушка ГШ-6-23М.
- 4 УР большой дальности Р-33.
- 2 УР средней дальности Р-40Т.
- 4 УР малой дальности Р-60.
Комплект вооружения может меняться в зависимости от требований задачи.
Особенности:
- кабина на 2-х членов экипажа (второй человек – штурман-оператор, задачи которого связывают со второй особенностью самолета);
- первое боевое применение фазированной антенной решетки, которая на момент создания самолета являла собой новинку в сфере радиоэлектроники.
Истребитель МиГ-29
МиГ-29 – многоцелевой легкий фронтовой истребитель 4 поколения, который начал производится в 1982 году и выпускается до сих пор (произведено более 1 600 моделей самолета).
Технические характеристики:
- Экипаж – 1или 2 человека.
- Длина – 17,32 м.
- Размах крыла – 11,36 м.
- Высота – 4,73 м.
- Площадь крыла – 38,06 кв. м.
- Двигатель – РД-33.
- Тяга: максимальная – 2×5 040 кгс, на форсаже – 2×8 300 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 2 450 км/ч, у земли – 1 500 км/ч.
- Продолжительность полета – до 2,5 часов.
- Практический потолок – 18 000 м.
- Скороподъемность – 330 м/с.
Вооружение:
- 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
- Р-60М, Р-27Р1, Р-73, Р-77, БКО «Талисман», Б-8М1, С-24Б, КМГУ-2, ЗБ-5000.
Боевая нагрузка истребителя – 2 180 кг.
Особенность МиГ 29 – самолет имеет прекрасно спроектированный планер, мощный двигатель, крыло большой площади и прекрасную аэродинамику, что делает его не только чемпионом по маневру, но дает высокие показатели скороподъемности, возможность выполнения уникальных фигур пилотажа.
Истребитель Су-30
Су-30 – многоцелевой истребитель поколения 4++, используемый днем и ночью, в сложных метеорологических условиях, на фоне земли при применении активных и пассивных помех. Производится и активно используется в наше время.
Технические характеристики:
- Экипаж – 2 человека.
- Длина – 21,9 м.
- Размах крыла – 14,7 м.
- Высота – 6,36 м.
- Площадь крыла – 62 кв. м.
- Двигатель – 2xТРДДФ «АЛ-31Ф».
- Тяга: бесфорсажная – 2×7 700 кгс, на форсаже – 2×12 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 2 125 км/ч, крейсерская – 1 350 км/ч.
- Продолжительность полета – 3,5 часов.
- Практический потолок – 17 300 м.
- Скороподъемность – 230 м/с.
- Длина разбега/пробега – 550/750 м соответственно.
Вооружение:
- 1×30 мм пушка ГШ-30-1.
- Боевая нагрузка составляет 7 650 кг. Самолет может нести различные ракеты класса воздух-воздух, свободнопадающие бомбы массой по полтонны либо вполовину меньше, контейнеры КМГ-У или блоки НАР С-13, С-8.
Особенности:
- система полетной дозаправки топлива;
- радиосистема дальней навигации и наведения;
- улучшенная система жизнеобеспечения.
Другие истребители
В России также производились ранее следующие истребители:
- МиГ-23;
- МиГ-27;
- Су-17;
- Су-22.
Однако все эти модели относят к 3 поколению, и они являются довольно трудными при работе с ними как летчиков, так и наземного персонала. Кроме того, они значительно проигрывают истребителям новых поколений и практически полностью утилизированы.
Прочие военные самолеты России
Су-25
Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 15,36 м.
- Размах крыла – 14,36 м.
- Высота – 4,8 м.
- Площадь крыла – 30,1 кв. м.
- Двигатель – 2xТРД Р95-Ш.
- Тяга – 2×4 100 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 950 км/ч, крейсерская – 750 км/ч.
- Практический потолок – 7 000 м.
- Длина разбега/пробега – 550-600/600-700 м соответственно.
Вооружение:
- Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
- Управляемые ракеты воздух-воздух Р-60, воздух-земля Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
- Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
- Свободнопадающие бомбы, кассеты.
Особенности:
- трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
- широкий комплекс вооружения;
- на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
- высокая защищенность самолета.
Як-141
Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.
Это третий в мире СВВП, преодолевший скорость звука.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 18,3 м.
- Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
- Высота – 5 м.
- Площадь крыла – 31,7 кв. м.
- Двигатель – Рx79В-300.
- Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
- Практический потолок – 15 000 м.
- Длина разбега – 120 м.
Вооружение:
- 1×30-мм пушка ГШ-30-1.
- Управляемые ракеты воздух-воздух: Р-77/27/73/60.
- Управляемые ракеты воздух-земля: Х-25/31/35.
- Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
- Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).
Особенности:
- турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
- струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.
Новейшие разработки в области военной авиации
В июне 2016 года главой дирекции программ военной авиации ОАК Владимиром Михайловым было сделано заявление о разработке перспективного истребителя 6 поколения, к числу характеристик которого относят:
- гиперзвуковую скорость;
- сверхманевренность;
- многофункциональность;
- стелс-технологию;
- использование композитных материалов в строительстве.
Радиофотонные РЛС для данных истребителей планируется создать к началу 2020-х годов, отдельные бортовые системы тестируются на самолете Су-57.
Истребитель 6 поколения в базовом варианте – беспилотная машина и только опционально может быть пилотируемым.
ВВС России прошли долгий путь, и в наше время продолжается восстановление и модернизация военной авиации. Достаточное финансирование позволяет заменять старые модели новыми и планировать продолжать производство машин новых поколений, как Су-57.
Как было подробно объяснено в предыдущей статье, летно-технические характеристики самолета «Мустанг» I падали на больших высотах, на которых в Европе происходили воздушные бои.