Самолет L 410 – произведен в Чехословакии, является пассажирским самолетом малого класса. Разрабатывался в далеком 1966 году, а в 1969 в небо поднялся первый испытательный образец. Путем многих доработок и модернизаций, самолет получил отличные технические характеристики для своего времени. Let 410 стал быстро набирать популярность и появился практически на всех континентах.
К преимуществам L 410 тогда относились: легкость и маневренность, способность посадки на землю, комфорт и повышенная грузоподъемность.
Общая информация
Модель была очень востребована в Советском Союзе, однако при его распаде, да и распаде соцлагеря в целом, L 410 оказался под угрозой закрытия производства. Спасла ситуацию Уральская горно-металлургическая компания, которая купила половину акций завода производителя и вкладывает средства в модернизацию самолета.
Наиболее распространенная версия самолета – Л410УВП, что означает «укороченная взлетная полоса». В мире около 400 экземпляров данной модели в разных странах мира. Министерство транспорта РФ планирует широкое использование самолета для внутренних пассажирских перевозок. По сравнению с Ан-2, обладал большей безопасностью и комфортом. Пересесть на чешскую модель было весьма престижным.
Рассмотрев модификацию L-410UVP отметим, что есть возможность посадки на короткие ВПП, причем не только с асфальтовым, но и грунтовым покрытием. Самолет вполне хорошо эксплуатировался на Африканском континенте, при условиях посадки на грунтовые автодороги, либо поля. Шасси не такое прочное, как у советского АН-2, но, при его двух двигателях, безопасно эксплуатируется на любой местности, где самолеты с одним мотором, терпят крушение.
Также Л 410 широко использовался как тренажер для курсантов училищ военнотранспортной авиации СССР. В частности, это относится к Балашовскому Высшему Военно-Авиационному Училищу Летчиков, сокращенно БВВАУЛ, расположенного в Саратовской области. Именно на этой машине совершали свои первые полеты курсанты.
Характеристики самолета
L 410 имеет трехопорное шасси с носовой стойкой. Полный цикл сборки осуществляется чешским предприятием. Если точнее, здесь находится производственная линия для всех этапов строительства самолета.
В серийной версии L 410 установлены 2 турбовинтовых двигателя марки GE H80-200.
Максимальная дальность перелета около 1500 км., а продолжительность – не более 5 часов. Вместимость лайнера – 19 человек, не считая двух членов экипажа.
Дальше приведем более полный перечень характеристик:
- Длина – 14,42 метра;
- Размах крыльев – 20 метров;
- Высота самолета – 5,83 метра;
- Вес без груза — 4 тонны;
- Максимальная скорость – 335 км/ч;
- Емкость бака — 1680 литров;
- Ширина салона – 1,9 метра.
Расход топлива
Еще одним из основных преимуществ является расход топлива самолета, который составляет всего лишь от 250 до 280 литров в час.
Безопасность Let 410
Надежностью Л-410 похвастать не может – из 1100 самолетов потерпели крушение почти 10%, жертвами стали более 400 человек. Однако это обусловлено тем, что за почти полвека существования самолет эксплуатировалась самым нещадным образом. Если говорить о современной модели, она отличается большей безопасностью, обусловленной новейшими техническими решениями (автопилот, система навигации, система предупреждения столкновения). Двигатели тоже сильно доработаны.
Крушение Л410 в Хабаровском крае
15 ноября 2017 года в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L410 с 5 пассажирами и 2 членами экипажа. В результате падения лайнера, погибли 6 человек, спастись удалось только ребенку примерно 4 лет. Организовано расследование, в котором на данный момент отрабатывается две версии произошедшего – отказ техники и ошибка пилотирования. Погодные условия были благоприятными. Пока следствие склоняется к отказу техники, так как экипаж до конца боролся за самолет. К проверке присоединился также представитель завода-изготовителя.
Стоимость самолета L 410
Стоимость Let 410 в новейшей модификации достигает 2,4 миллиона евро за одну единицу. Однако часто встречаются частные объявления о продаже этого самолета. Ценник на вторичном рынке самолетов достигает около 1 миллиона долларов за экземпляр в зависимости от возраста, налета и состояния.
Отзывы пассажиров
Почти все люди, которые когда-либо заходили на борт, лестно отзывались об этом самолете. Шумоизоляция и удобство здесь действительно на уровне.
Let L-410 находятся в эксплуатации авиакомпаний, предоставляющих услуги авиатакси. Л 410 выпускается в разных видах — десантном, амбулаторном, грузовом и представительском.
Именно поэтому, стандартный вариант обладают весьма высоким уровнем комфорта. Дизайн салона часто модифицируется, исходя из нужд авиакомпании, а также владельца самолета (при частном владении).
Новые модели обладают отличные параметры безопасности, которые позволяют перевозить пассажиров, а также груз без повреждений. Постоянные модификации самолета располагают все более комфортными вариантами салона, в основном по схеме 2+1.
Производители завода, принадлежащего российской компанией УГМК, приступают к разработке новых моделей, с более мощными двигателями, увеличенным багажным отделением, отлично оборудованной по последнему слову техники кабиной.
Эти усовершенствования целиком и полностью идут на повышение комфортности полета пассажиров, которые и по сей день оставляют только лестные отзывы о полете на самолете марки Л 410.
Смотрите видео истории создания Л 410:
В заключении можно сказать, что чешский самолет-долгожитель L 410, до сих пор способен выполнять задачи в самых разных погодных условиях. Благодаря легкости и маневренности, самолет справляется с полетом над любым рельефом. И все это несмотря на то, что первой модификации «стукнуло» уже почти 50 лет! У многих стран на разных континентах все еще возникает потребность в применении этого самолета чешского производства, который еще долгое время будет производиться на заводе в Чехии.